В 1933 году в Коломне возникла совершенно новая отрасль промышленности – был основан патефонный завод союзного значения проектной мощностью 250 000 патефонов в год.

 

      По распоряжению Государственного треста граммофонно-пластиночной промышленности НКТП треста на завод приехали крупные специалисты граммофонного производства – Максим Григорьевич Момод и Борис Никитович Хитев. Не откладывая дело в долгий ящик они занялись чертежным хозяйством и открытием экспериментального участка и акустической лабораторией.

 

     Не ожидая поступления всего оборудования, эти специалисты предложили изготовлять опытную партию патефонов вручную: следовало без оттяжек проверить компоновку схемы, взаимосвязь деталей в собранном виде, чтобы откорректировать альбом чертежей и подготовить производство к серийному выпуску патефонов.

 

     В канун 1 мая 1934 г. в ремонтно-механическом и инструментальном цехах завершилась сборка первых десяти коломенских патефонов. Когда на месте бывшей фабрики построили патефонный завод, сюда пришли работать в большинстве дети работников Коломенского машиностроительного завода, одного из крупных предприятий города. Коллектив молодого предприятия уверенно наращивал темпы. К концу 1934 г. было изготовлено 242 патефона, а на следующий год их выпуск составил 35655 штук, в 1936 г. – 148061, а с 1938 г. со сборки ежесуточно сходило тысяча патефонов. Лозунг «Даешь 1000 патефонов в сутки!» появился в 1936 г. в резолюции общего партийного собрания, которое мобилизовало людей на скорейшее достижение проектной мощности завода. 

О заводе:

     Работники завода заботились не только о количественных показателях, но и о качестве продукции. Редакции местных газет установили связь с магазинами и торговыми организациями Коломны и Москвы, через которые работники завода получали от покупателей претензии на качество отдельных узлов патефона. Письма покупателей обсуждались в цехах и отделах. Это дисциплинировало людей, повышало их ответственность и способствовало устранению брака.

 

     Качество патефона зависит прежде всего от качества звучания мембраны. С целью повышения добротности и конкурентоспособности коломенских патефонов на мировом рынке (они экспортировались в Афганистан, Иран, Монголию, Китай, в другие страны Азии и Ближнего Востока) был объявлен конкурс на создание более совершенной мембраны. В нем участвовало несколько предприятий страны. В лабораторных условиях было проведено качество звучания мембран пяти отечественных грамзаводов и мембраны именитой английской фирмы His Master`s Voice. Лучшей из всех была признана мембрана, сконструированная инженером Коломенского грамзавода М.Г.Момотом. С большими трудностями коллективу завода удалось запустить новинку в серию. И уже в 1937 г. патефоны Коломенского завода экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

     Благодаря вкладу коллектива Коломенского патефонного завода коломенский патефон имел всесоюзную славу и не уступал ни одной продукции других граммофонных заводов страны. Патефон сближал своих слушателей, так как диапазон его действия был не велик. За его прослушиванием собирались целыми дворами, заводскими коллективами в минуты отдыха. Во время войны песни с пластинок давали бойцам надежду. Коломенский патефон по праву может называться символом предвоенной эпохи. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания продукции Коломенской патефонки в литературных произведениях (А.Козин «В том самом октябре», Ю.Козлов «Совесть», Н.Черкашин «Портмоне, патефон и чашка», Г. Териков «За кулисами смеха» и многие другие).

 

      Из книги «Николай Островский», подготовленной к печати женой и другом писателя-большевика, говориться, что Председатель ЦИК Украины Г.И. Петровский 24 ноября 1935 г. приезжал в Сочи специально для вручения Николаю Алексеевича за его культовый роман «Как закалялась сталь» ордена Ленина, высшей награды СССР, и в качестве подарка – коломенского патефона с набором пластинок. В часы отдыха, в дни, когда в гостях у писателя была молодежь, играл патефон, звучала музыка. В 1936 г. был куплен еще один коломенский патефон, уже по просьбе самого Н.А. Островского. Он подарил его своей матери, Ольге Осиповне.

О всесоюзной славе:

 

О Коломенском патефоне:

      Коломенский патефон увековечен в песне поэта В.Дыховичного «Днем и ночью» как боевой товарищ фронтовиков, ушедших бороться с немецкими фашистами. Песню тогда исполнял всеми известный Леонид Утесов со своей дочерью Эдит. 

В песне поется:

 

...Занесло судьбою в третий батальон

Старенький коломенский усталый патефон.

Пел нам на привалах у чужих дорог

Трогательный девичий печальный голосок...

 

...Где-то под Варшавой миной был сражён,

Замолчал коломенский бедняга-патефон.

Смолкли на привалах песенки твои,

Шли тогда кровавые, жестокие бои...

 

 

 

 

О качестве продукции: